Если смотреть на Пакгаузы с Нижневолжской набережной, то они кажутся эфемерными - тонкие очертания балок и перекрытий выглядят воздушными и прозрачными, а пространство под ними, кажется, просматривается насквозь. Эта иллюзия держится довольно долго, даже когда ближе подходишь к Пакгаузам. Тем сильнее удивление от того, что под ажурными конструкциями гениального Шухова нынче разместились полноценный выставочный зал и, внезапно, один из лучших камерных концертных залов страны. И я убедилась в этом лично. Какой должна быть театральная постановка на фантастический сюжет о сошествии в загробный мир? Разумеется, фантастической! Ничего плотского, земного, узнаваемого и бытового! Именно такой мне представилась нижегородская версия оперы Глюка "Орфей и Эвридика" - сбивающей с толку, увлекающей и завораживающей. Вот только показалось, что нам продемонстрируют пышное барокко, но на него накладываются столь безумные детали, словно сам Гигер решил перенести своего Чужого в эпоху вычурного эстетизма трехсотлетней давности. Греческий миф сплетается с древнеегипетскими мотивами, что немедленно заставляет вспомнить о "Пятом элементе", но мне чаще мерещились черты протосской цивилизации, какой ее показали в StarCraft II (но это у меня сугубо личное, ибо я фанат, да). Всё эфемерно, иллюзорно, лишено плотности и массивности. Живые ли герои мифа, в какой момент они пересекают границу загробного мира и пересекают ли вообще? Минимум декораций и цвета, но много света и теней, трансформирующих пространство, но не физическое, а скорее психическое - вот тесная клетка мыслей Орфея об отчаянии и бессилии, вот жуткий круг безумия и страха, а вот бесконечная и неизмеримая ничем пустота от утраты возлюбленной Эвридики (это во время исполнения знаменитой арии Che farò senza Euridice?, после которой зал, казалось, забыл, как дышать). И вот луч света, цель, надежда, на которую указывает капитель фантастической, нереальной арфы в руках Орфея. Если бы над спектаклем работали только художники по свету и костюмам, я уже была бы очень довольна. Мое место в зрительном зале позволило разглядеть, что даже музыканты оркестра были одеты в черные костюмы, по форме перекликающиеся с костюмами актеров на сцене. И именно костюм в итоге убедил меня, что передо мной мифический юноша с божественным голосом, а не женщина, переодетая мужчиной (сцена одевания Орфея, пожалуй, одна из самых эффектных в спектакле). Но кроме света, декораций и костюмов в опере есть музыка и голоса. И тут немедленно хочу пропеть дифирамбы нынешнему главному дирижеру нашего Оперного театра Дмитрию Синьковскому (именно он был в тот вечер за пультом). Ах, какой же бриллиант теперь у нас сияет, молодой, энергичный и запредельно талантливый! Знаю, что Дмитрий Евгеньевич знаком с партией Орфея не только как дирижер и скрипач, но и как исполнитель, обладающий контртенором. И вы можете сказать, что я додумываю, но я уверена, что дирижер проживал весь спектакль с не меньшей отдачей, чем артисты на сцене. И порой казалось, что подпевал. Оркестр LA VOCE STRUMENTALE великолепен, исполнение было очень эмоциональным, захватывающим. И голоса, о, какие же прекрасные голоса! Честно признаюсь, я человек почти без слуха, и, наверное, меня легко обмануть. И я бы назвала исполнение безупречным. Но после спектакля я столкнулась в гардеробе с чудесной Надей Айна, которую на предмет чистоты звука обмануть невозможно, и ее сияющие глаза красноречиво говорили - да, это было прекрасно. Мне выпало услышать дуэт Дарьи Телятниковой (Орфей) и Татьяны Иващенко (Эвридика), и огромное наслаждение доставило не только их восхитительное звучание, но и выразительная драматическая игра. Почти прозрачный, почти бестелесный Орфей - но такая стойкость, такая решимость была в жестах, в движениях. Хрупкая, словно надломленная, растерянная Эвридика - но такая страсть, такой безумный порыв. И напомню, всё это исполнялось в сложнейших костюмах и сплошном гриме, почти исключающих использование мимики. Но невозможно было оторваться, и два часа в опере я провела, затаив дыхание. А после минут 10 бурных аплодисментов музыканты исполнили на бис финальный хор - оду любви, верности и Амуру, выводящему влюбленные души из тьмы на свет, из мира иллюзий в мир чистых и ясных смыслов. Истинно говорю вам, в этом городе есть всё. Есть и высокая опера, доставляющая невыразимое удовольствие. И я говорю вам: когда в следующий раз будут давать "Орфея и Эвридику" в Пакгаузах на Стрелке, не раздумывайте и денег не жалейте - идите и покупайте билеты. Я вот точно так и поступлю, чтобы вновь пройти с Орфеем его фантастический путь. P.S. Разномастные фото из разных источников демонстрируют внутреннее убранство концертного зала в Пакгаузах, апофеоз всего действа - счастливое воссоединение влюбленных и финальный хор, афишу спектакля с официального сайта Оперного театра, а также нас с Ириной Мозалевой в образах завзятых театралок. Спасибо, что дочитали. ))) #люблю_НиНо

Теги других блогов: Пакгаузы Шухов концертные залы